Тяжелые грузовики БАЗ: новый этап в производстве

Год назад мы информировали наших читателей о прогрессе грузовиков БАЗ, шасси которых разработаны на базе Брянского завода колёсных тягачей (БЗКТ). Сборка данных автомобилей осуществляется на предприятии в Шушарах, недалеко от Санкт-Петербурга, где раньше производили технику марки MAN. Изначально проект был инициирован на Обуховском заводе в рамках корпорации «Алмаз-Антей», но позже было создано отдельное юридическое лицо «Романов», занимающееся гражданскими разработками. Концепция внедрения тяжелого грузовика с независимой подвеской трехосных колёс и возможностью движения по общественным дорогам была сформулирована в 2021 году. В январе 2022-го началось строительно-конструкторское проектирование, а в 2023 году завершился ходовой макет. В начале прошлого года началась подготовка к производству, и до конца этого года ожидается старт сборки. На данный момент доступны исполнения на шасси 6х6: седельный тягач, самосвал, бортовая платформа, а также само шасси. Заказчики смогут выбрать одну из пяти вариантов кабин. По словам Александра Бредихина, ответственного за маркетинг в компании, в течение трех лет АО «Романов» планирует выйти на годовой продажу 2000 машин. Прогноз на 2026 год — около 600 автомобилей, и эта величина закреплена в Специальном инвестиционном контракте с Минпромторгом. Он отметил, что уже есть большое количество потенциальных заказов, превышающих производственные возможности компании. Емкость сегмента 6х6 в России составляет порядка 6000 автомобилей в год, поэтому планы «Романова» оцениваются как реалистичные. Первая предсерийная модель уже была передана в Газпром для опробования в районе посёлка Ямбург, что за Полярным кругом. В скором времени ожидается еще один грузовик для эксплуатации в Краснодарском крае. Результаты испытаний поступят в «Романов» через полгода, после чего будет возможность участия в тендерах. В следующем году стартует разработка версия 8х8, а позднее — 10х10. По словам Бредихина, модульная конструкция позволяет наносить любое количество осей и повышает унификацию компонентов. Она включает в себя оси с возможностью подруливания, однако они заблокированы в базовом варианте. Со стороны одобрения типа транспортного средства, которое вступило в силу 2 ноября, одним из примером является самосвал (модели S31A50, S31A51), предназначенный для транспортировки сыпучих грузов. Кабина имеет каркасно-панельную конструкцию и может откидываться вперед. Технические параметры включают расстояние между осями от 3800 до 4800 мм и допустимую массу 30 тонн. С точки зрения мотора, он представлен дизельным агрегатом ЯМЗ-6531, шестицилиндровым, с рабочим объемом 11 122 "куба" и крутящим моментом 1790 Нм. Коробка передач здесь девятиступенчатая, а главная передача — двойная разнесённая. Обсуждая вопросы маржинальности, Бредихин отметил, что в начале реализации проекта может наблюдаться отсутствие прибыли. Окупаемость, как он говорит, составит менее 10 лет.